История Лицея 384

В 19-ом веке у Нарвских ворот проходила граница города. Здесь была застава, за которой на юг шло Петергофское шоссе(ныне проспект Стачек), застроенное особняками и дачами. До середины 19-ого века этот район имел пригородный характер. В дальнейшем в связи с развитием промышленности, здесь возникло большое количество заводов и фабрик, и характер района резко изменился. Промышленное кольцо, охватившее город, отрезало этот район от центра, превратив его в типичную для второй половины 19-ого века рабочую окраину, покрытую деревянными домами и заборами.

В конце 19-ого столетия местность близ Нарвской заставы стала одним из центров революционного движения. Так, 9 января 1905 года, здесь собралось несколько тысяч человек во главе с Г.А.Гапоном.

После Октябрьской революции одной из насущных задач явилась ликвидация резкого контраста между центром и окраинами города-наследия капиталистического Петербурга. Новые социальные условия определили принципы преобразования рабочих окраин.

В 1919 году архитектурная мастерская И.А.Фомина составила эскизный план реконструкции города и наметила схему перепланировки Нарвского(Кировского) района, в которой была указана территория будущего общественного центра с Дворцом рабочих.

В 1920 году был объявлен конкурс на планировку Нарвского района. Архитекторы Л.М.Тверской и Н.А.Троцкий, получившие первую премию, создали проект коренной перепланировки этого района. Новый проект составлен в 1934 году архитектором Л.А.Ильиным.

Во всех этих проектах местоположение будущего общественного центра района выбрано не случайно: оно было обусловлено наличием важной магистрали - улицы Стачек, триумфальных Нарвских ворот с площадью и больших незастроенных пространств.

Формирование этого центра происходила в основном в 1920-1930-х годах. В его комплекс входят Кировский райсовет, Дворец культуры имени Горького, Кировский универмаг и школа имени 10-летия Октябрьской революции. В 1955 году рядом с Нарвскими воротами в формирующийся ансамбль был включен наземный павильон станции метро «Нарвская» (архитекторы А.В.Васильев, С.Б.Сперанский и Д.С.Гольдгор).

Здание школы № 384. Ее строительство знаменует первую попытку формирования школьного здания нового типа, так как проектирование совпало с введением новых учебно-педагогических методов, для осуществления которых требовалось большое количество отдельных лабораторий, кабинетов.

Здание построено в стиле конструктивизма по экспериментальной программе, выработанной комиссией по школьному строительству для школ городского типа на 1000 учеников. Проект был разработан архитектором А.С.Никольским. Одновременно с доработкой проекта в 1925 году началось строительство. Торжественное открытие школы состоялось в празднование десятилетия годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1927 года.

Классы, светлые и широкие, расположены по отношению к коридору односторонне, что создает возможность полноценного его использования, как помещения для рекреации. Все классы ориентированны на юго-запад и частично на восток. Положительными качествами являются максимальная освещаемость и проветриваемость всех помещений и коридоров, просторные вестибюль и широкие светлые лестничные клетки. В здании предусмотрены лаборатории физики, химии, класс рисования, библиотека с читательным залом. Большая площадь отведена столовой и актовому залу.

В первом этаже с самостоятельным входом находится физкультурный зал площадью 147,6 м2.

Здание школы составляет единый комплекс с застройкой Тракторной улицы. При общей асимметричной планировке, выражающей революционную символику (форма серпа и молота), в композицию здания введены строгие осевые направления. Башня, завершённая куполом обсерватории, является доминантой здания: она поставлена по оси Тракторной улицы и завершают её перспективу.

Пространственное решение школы состоит из пяти объёмов, каждый из которых имеет своё функциональное назначение. Башня служит для вертикальных коммуникаций всего здания; с севера к ней примыкает пятиэтажный корпус включающий основные помещения: актовый зал, столовую, гардероб и лаборатории. Он контрастирует с одноэтажным отдельно вынесенным объёмом гимнастического зала.

Различные по величине и обусловленные функциональным значением объёма здания составляют единый целостный архитектурный организм. При чрезвычайно простой обработки фасадов динамичный ритмов создаётся игрой объёмов и разнообразной формой оконных проёмов.

Здание оштукатурено, в отделке входов применён естественный камень, усиливающий архитектурную выразительность.

Постройка школы явилась значительным событием в жизни Лениграда. Впервые для детей рабочих была выстроена «школа-дворец», как называли ее рабочие бывшей Нарвской заставы.

Итак, школе дали № 68 и присвоили имя 10-летия Октябрьской революции. В первые годы после открытия здесь побывали делегации различных стран, писатели Максим Горький и Анри Барбюс. Все они оставили свои отзывы в Книге Почетных посетителей.

«Прекрасные впечатления вызывает эта школа. Хорошо убедиться в том, что рабочий класс не жалеет сил и средств для того, чтобы дети выросли душой и телом «новыми людьми», - писал М. Горький.

А. Барбюс отмечал:»3десь одновременно проводятся образование общее и техническое, воспитание общественное и политическое с обилием средств, которые доступны в Западных странах только детям богачей. Дети и молодежь Союза будут хорошо вооружены, чтобы продолжать, совершенствовать и расширять революционное дело своих отцов.»

Первое десятилетие жизнь школы была трудной, но интересной. Режим работы был необычным: дети учились непрерывно всю рабочую неделю и, поскольку общих выходных не было, каждый класс отдыхал в «свой день» после пяти дней учебы.

Шефами школы стали рабочие Путиловского (ныне Кировского) завода. Трудовая молодежь возглавила в качестве вожатых пионерские отряды.

Первым директором был назначен бывший рабочий - путиловец, Алексеев Георгий Васильевич, который, проработав два года, закончил Институт Красной профессуры и стал преподавателем одного из вузов нашего города.

Весело и интересно проходила жизнь ребят: устраивались вечера художественной самодеятельности, на которые приходили родители и шефы. Часто пионеры и комсомольцы отправлялись в походы по пригородам Ленинграда, сидели у костра и пели песни.

Практически с первого года работы школы открылось множество кружков, в основном - технических. Невероятно, но ребята самостоятельно собрали трактор, который был спущен во двор школы по специальному помосту.

Так, бурно и весело, можно сказать на одном дыхании, пролетели первые 14 лет жизни школы.

Мирная жизнь и учеба прервались войной: 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну, а уже в сентябре немцы подошли к Ленинграду. 8 сентября замкнулось кольцо окружения - началась трагическая 900-дневная блокада.

Еще 23 июня был дан приказ один из этажей школы оборудовать под военкомат и начать подготовку детей к эвакуации. Этим занялась директор школы Шкорбатова Тамара Ивановна. С сентября 1941 года директором становится Антонова Антонина Брониславовна.

Здание резко изменило свой облик. В окнах поставили зенитные орудия, на чердаке - бочки с песком для тушения бомб - зажигалок. Стекла окон заклеили бумажными лентами, чтобы они не трескались от взрывных волн. На четвертом этаже разместился военно-учебный пункт, на третьем -военкомат, и лишь второй этаж был предоставлен детям для учебы. Около школы строили оборонительные сооружения: рыли окопы, ставили «ежи» против танков, клали мешки с песком - теперь школа находилась в прифронтовой полосе:

[i]
"Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть... Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «берт». Вот о вас и напишут книжки: «Жизнь свою за други своя», Незатейливые парнишки, -Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, -Внуки, братики, сыновья!"

А. Ахматова.[/i]

Ученики десятых классов ушли на фронт, восьмые-девятые классы возглавили команды МПВО.

Учиться было тяжело: отключали свет, не работали отопление и водопровод. Н.Н.Красновская отметила в своих воспоминаниях: «Несмотря на холод, во время войны в школе не сожгли ни одной книги».

Трудно было детям добираться до школы, для того чтобы пройти через военные патрули, им были выданы специальные пропуска. Вход в школу был с улицы Гладкова.

Зимой замерзали чернила, нередко ребята сидели в классах в зимней одежде, с противогазами на плечах. Постоянно спускались в бомбоубежище, где продолжали читать и писать при свете коптилок. 23 сентября 1943 года несколько снарядов попало в стену столовой, но ущерба они не причинили: пострадали лишь книги районной библиотеки, лежавшие на первом этаже.

В это время наша школа оставалась единственной действующей в районе. Ребята не унывали: выступали в воинских частях с концертами, шефствовали над госпиталями, вязали воинам носки, шарфы, рукавицы, шили кисеты, сумели собрать деньги на танк, за что и получили благодарственную телеграмму от И.В. Сталина: «Прошу передать учителям и работникам 384 женской школы Кировского района города Ленинграда, собравшим 3564 рубля деньги и 2000 рублей облигации на строительство танка. Мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Сталин».

В 1942/43 году учителя и ученики два раза собирали деньги на постройку колонны «Защитник Ленинграда» и получили правительственную телеграмму: «На средства, внесенные учащимися, учителями и работниками школы № 384 Кировского района города Ленинграда, построен танк и передан частям гвардии генерал-полковника танковых войск товарища Кравченко. Генерал-майор танковых войск Липодаев».

Ребята не только учились, но и работали: пилили дрова, носили воду, ухаживали за малышами. Старшеклассницы ходили по квартирам, искали детей, у которых умерли родители, устраивали их в детские сады и дома.

В нашей школе был образован так называемый «летний лагерь». Ребята вместе с учителями занимались выращиванием овощей. Во дворе школы на газоне сделали грядки. Учащиеся старше 10-12 лет ездили работать в подсобное хозяйство, где трудились по 10-12 часов.

Блокада Ленинграда была страшным и героическим временем, и школа сумела выстоять.

С первых дней войны выпускники школы ушли на фронт. Более 20 человек погибли, трое стали Героями Советского Союза.

Белоусов Виталий Федорович в школе был отличником, играл на домре и гитаре. В годы Великой Отечественной войны, будучи майором, Белоусов командовал артиллерийским дивизионом. За проявленные мужество и высокое воинское мастерство он был награжден орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды и несколькими медалями.

27 апреля 1945 года дивизион Белоусова участвовал в ожесточенном бою под Бранденбургом. Пехотинцы дрались за каждый дом. Белоусов вывел орудия дивизиона на прямую наводку и метким огнем сумел подавить огневые точки гитлеровцев. Сильная оборона противника была прорвана. Всего несколько дней не дожил майор В.Ф. Белоусов до дня победы. В бою за деревню Кушков под Бранденбургом он был смертельно ранен. Его похоронили близ города Цюриха. В 1971 году его прах перевезли в Ленинград и захоронили с воинскими почестями на Красненьком кладбище.

Решением Исполкома Ленгорсовета от 15 мая 1965 года улице, носившей ранее название улица Соловьева, было присвоено имя Героя Советского Союза В.Ф.Белоусова.

Фоменков Федор Васильевич стал боевым летчиком: совершил 170 боевых вылетов на самолете ИЛ-2. Сейчас он полковник в отставке и живет в Минске.

Зина Портнова, дочь рабочего Кировского завода, жила на Балтийской улице. После окончания 7-ого класса она уехала на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи, расположенную близ станции Оболь в Белоруссии. Но отдыхать не пришлось - началась война. Оказавшись в оккупированной врагом земле, Зина вступила в подпольную молодежную организацию «Юные мстители». По заданию организации 3. Портнова работала подсобницей на кухне офицерской столовой. Однажды, когда повар в обеденный час вышел из кухни, она подобралась к котлу и высыпала в суп яд. Через несколько минут послышались крики отравленных офицеров. Воспользовавшись суматохой, Зина убежала в лес.

В партизанском отряде комсомолка Портнова участвовала во многих боевых операциях. В октябре 1943 года, находясь в разведке в деревне Мостищи, она была задержана полицаями и отведена в окружное отделение гестапо. Во время допроса Зина схватила лежавший на столе пистолет и застрелила начальника гестапо. Вбежавший в кабинет офицер тоже был убит наповал. Девушка выскочила в сад. Отстреливаясь, она бежала к реке. Недалеко оставалось до воды, а на том берегу - лес. Она бежала, не чувствуя, что пуля пробила ей ногу. Ещё несколько метров ...Но сил не хватило.

Зину Портнову заключили в полоцкую тюрьму. Допрос и невыносимые пытки не сломили воли юной партизанки. Не добившись показаний, гестаповцы казнили её 13 января 1944 года.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе против фашистских захватчиков, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июня 1958 года Зинаиде Мартыновне Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Улица Зины Портновой проходит в Кировском районе, в Дачном, от Трамвайного проспекта до улицы Подводника Кузьмина. Названа так она была в 1962 году. Сестра Зины Портновой, Галина Мартыновна, частый гость нашей школы.

Каждый год проводятся в нашей школе уроки мужества для учащихся 1-11-х классов, на которые приходят выпускники и учащиеся блокадных лет, а также ветераны войны. Ребята с интересом и уважением слушают воспоминания людей, переживших тяжёлые времена Великой Отечественной войны. Часто бывает в нашей школе блокадный поэт Анатолий Молчанов, который принимает участие в наших «Литературных гостиных», читая свои тонкие, умные, прекрасные и грустные стихи о военном времени:

Кончилась война, и вновь в полную силу развернулась творческая деятельность учащихся и преподавателей - стали образовываться новые кружки.

Осенью 1970 года родился литературный клуб «Пегасик» на основе факультатива «Современная советская литература», преподавателем которого была Григорьева Дина Васильевна. Участниками клуба стали ребята, увлекающиеся поэзией, любящие обсудить прочитанную книгу или просмотренный спектакль.

На третьем году существования клуба появился театр. С 1976 года спектакли стала ставить режиссёр Бахвалова Наталья Сергеевна. Начиная с сезона 1989 - 1990 г. г. , с ребятами среднего постановками занялась Левицкая Елена Петровна - так появилась младшая театральная студия. В 1995 году клуб «Пегасик» отпраздновал своё 25-летие. За эти годы были поставлены такие спектакли, как «Укрощение строптивой» «Снегурочка», а по сказкам Е. Шварца - «Тень» и «Дракон». И по сей день юные артисты радуют нас все новыми и новыми постановками.

Большую роль уделила школа военно-патриотическому воспитанию учащихся. Душой побед в играх «Зарница» и «Орленок» был Павлов Олег Тимофеевич. Родившийся в 1927 году в Петрозаводске, он закончил школу-семилетку. В 1944 году был призван в ряды Советской Армии и прошел славный путь с августа 1944 года по 1945 год с боями.

В мирное время выполнял свой интернациональный долг во Вьетнаме - командовал ракетным дивизионом и имел на счету сбитые американские самолеты. Олег Тимофеевич прослужил в рядах Советской Армии 32 года, был награжден орденами и медалями.

Он возглавил в нашей школе работу по военно-патриотическому воспитанию, отдавая всю свою энергию детям.

В 1981 году наша школа стала победителем Всесоюзного слета военно-спортивной игры «Зарница» в городе Одесса, 1983 год принес победу в областном и участие во Всесоюзном слете «Зарницы» в Днепропетровске. В 1985 году учащиеся школы № 384 побеждают в областном и вновь участвуют во Всесоюзном слете в городе Фрунзе. 1989 год - еще одна крупная победа, но уже во Всесоюзном слете военно-спортивной игры «Орленок» в городе Севастополе.

Многие преподаватели выпустили не одно поколение учащихся их стен нашей школы в большую жизнь: Румянцева Тамара Филипповна проработала в школе свыше 25 лет, Калиновская Валентина Алексеевна трудится более 30 лет, 40 лет посвятила преподавательской деятельности Громова Антонина Алексеевна, больше 40 лет работал в нашей школе Резниченко Николай Николаевич, свыше 40 лет преподает в младших классах Вершинина Варвара Федоровна.

Есть и такие преподаватели, которые окончив нашу школу, вернулись сюда вновь, чтобы воспитывать молодое поколение: это Комарова Елена Анатольевна, Силантьев Виталий Владимирович, Кочергина Елена Васильевна и многие другие. Некоторые учителя обладают почетными званиями: Тулиева Нелли Григорьевна, Духнякова Виктория Леонидовна и Файвушкин Илья Борисович - заслуженные учителя Российской Федерации, Винк Евгения Александровна, Глодева Татьяна Александровна, Васильева Любовь Александровна, Булычева Елена Владимировна, Федулова Людмила Александровна, Рыжикова Татьяна Александровна - отличники народного просвещения; Хныченкова Валентина Акимовна была награждена значком мэра города Санкт-Петербурга.

Обладая таким прекрасным преподавательским составом, школа не стоит на месте, не боится идти на риск - экспериментировать, и часто это приносит превосходные результаты: в 1998 году открываются классы с углубленным изучением элементарной математики, ОИВТ и предметов художественно-эстетического цикла, в 1990 году - классы с углубленным изучением английского языка со второго класса, вводится краеведческий компонент образования, в 1992 году начали работу группы развития для дошкольников. С 1993 года школа становится экспериментальной площадкой по обработке проекта школы-гимназии. Начинается эксперимент по преподаванию информатики и логики в младших классах. В 1994 году открывается музыкальный класс. 1995 -школа получает статус школы- гимназии № 384 «Гармония».

Ежегодно проводятся литературные и музыкальные гостиные, на которых учащиеся разных классов встречаются с музыкантами, артистами, писателями и поэтами. Два раза в году в школе проходят отчетные концерты для родителей, на которых дети с удовольствием демонстрируют те практические навыки, которые они получили на уроках музыки, ритмики. Постоянно действующая выставка работ учащихся дает представление о тесной связи учебной и кружковой деятельности.

4 октября 1997 года школа отметила свое семидесятилетие. В течение двух дней приходили сюда выпускники: сколько неожиданных и радостных встреч среди бывших одноклассников произошло в эти дни. С нежностью и любовью встречали своих учеников преподаватели.

В 1998 году школе был присвоен статус лицея.

В 2007 году после капитального ремонта лицей отпраздновал свое восьмидесятилетие.